написать письмо карта сайта
Broncolor
СВЕТОВАЯ ПАЛИТРА ФОТОГРАФА-ПРОФЕССИОНАЛА
Статья Бориса Логинова, фотографа-консультанта Sinar AG, Bron Elektronik AG, Foba AG
Слово фотография на греческом языке означает - "светопись", и фотография - дитя света - без света жить не может.
Однако на вопрос: "Что же такое свет?" - простого ответа, видимо, не существует.
Свет, как и музыка, создает настроение, вызывает к жизни воспоминания и ассоциации с бесчисленными рядами изображений, хранящимися в глубинах нашей памяти. Но свет способен создавать формы, лепить визуально-предметный мир. В руках мастера свет легко выделяет главное в изображении, ведет за собой глаз наблюдателя, является важнейшим инструментом композиции в процессе фототворчества.

Видимо, поэтому даже опытные профессионалы-фотографы нередко предпочитают интуитивный подход к процессу постановки света, как творческому акту.

На пороге 3-его тысячелетия в распоряжении фотографа имеются в высшей степени специализированные системы импульсного студийного и выездного осветительного оборудования.

Отдельные из них уже на сегодняшний день предусматривают управление светом с рабочего места за компьютером.

Все эти новшества преследуют одну цель - предоставить все разнообразие характеров освещения в распоряжение фотографа - от жесткого, как сталь, до мягкого, как крем, от плоского до острого, как игла, при полном постоянстве качества.

Четкое понимание возможностей каждого источника света, а также светоформирующих принадлежностей, помогает фотографу выбрать нужное оборудование и реализовать свою индивидуальность.

Так рождается магическое очарование игры света - в светах и тенях, выявление фактуры и абриса объекта съемки, заднего плана, игра контрастов освещения, игра контрастов цвета.

"Мы верим в будущее света и работаем упорно над его формированием", - эти слова принадлежат Jaques Bron, президенту компании Bron Elektronik AG Швейцария. Компания является мировым лидером в области импульсных студийных систем освещения.

Прошло почти 150 лет со времени открытия искрового конденсатора отцом фотографии William Henry Fox Talbot (1851 г.). Бурному развитию импульсного света для целей фотографии положили начало работы Harold E. Edgerton, профессора Массачусетского технологического института (США), по созданию стробоскопа (1931 г.). Его снимок одной капли молока, поднявшей целую корону капель, стал символом эры высоких скоростей.

Уже в 1940 г. Edgerton создает первый генератор Kodatron мощностью 200 джоулей на четыре лампы-вспышки для фирмы Eastman Kodak.

История импульсного света - это история борьбы с весом генератора и поиска конструкции сегодняшней импульсной лампы в виде кварцевой трубки, заполненной разряженным газом.

Согласно Pierre Bron, президента фирмы BRON ELEKTRONIK AG., Швейцария, вес генератора серии 101 мощностью 6400 джоулей в 1963 г. составлял 270 кг.

Для сравнения: Генератор Графит, выпуска 1996 г. фирмы BRON ELEKTRONIK AG при мощности в 3200 джоулей весит 11 кг, вместе со встроенным микрокомпьютером. На сегодняшний день импульсный свет почти полностью вытеснил лампы накаливания из фотостудий, хотя, кино, видео и цифровая (в отдельных случаях) съемка используют свет (нередко стабилизированный, 5500 К) ламп накаливания.

Только отдельные мастера, особенно в черно-белой фотографии моделей одежды, используют некоторые преимущества "классического" света. Преимущества импульсного света весьма весомы - это постоянство качества света -его цветовой температуры и мощности, независимые от колебаний напряжения сети.

В профессиональной фотографии используются два вида импульсных осветительных приборов - моноблочные приборы для выездной съемки, мощностью 300/600/1500 джоулей и чисто студийные генераторы мощностью 1600/3200/6400 джоулей.

В моноблочном приборе источник питания (генератор) и световая головка размещены в одном корпусе. Студийный же генератор питает 3 или 4 световые головки.

Моноблочные приборы компактны, легки (2,4 кг.), экономичны по своей стоимости и универсальны. Их можно разносить на большие расстояния при интерьерной или промышленной съемке. Каждый прибор оснащен инфракрасным приемником импульса на два канала (не нужен синхрокабель), вентилятором охлаждения, мощной лампой моделирующего света (до 650 ватт), плавной пропорциональной регулировкой обеих ламп в диапазоне до 4-х диафрагм. Чем же студийные генераторы превосходят эти компактные моноблоки? Почему появление студийного генератора Графит произвело сенсацию на мировом рынке? Рассмотрим последовательно все черты этой технологии будущего:
  1. Система BRON СТС - система контроля цветовой температуры обеспечивает 5500 К при любом уровне мощности с помощью микропроцессора. Более того, используя колориметр-хроноскоп, Вы можете повышать цветовую температуру (или применять специальные фильтры) с целью получения более холодного тона снимка или сознательно идти к "золотому", теплому оттенку, например, в съемке 100%-золотых часов.

    Все традиционные импульсные приборы (включая моноблоки) имеют один общий недостаток - цветовая температура их света стабильна и равна 5500 К только при максимальной мощности импульса. Понижение мощности с шагом в одно значение диафрагмы снижает цветовую температуру на 120 К. Так, при снижении мощности на 6-7 диафрагм цветовая температура падает на 800 К. Это, разумеется, приводит к появлению нежелательных оттенков цвета на снимках.

  2. Впервые мощность каждой из трех ламп генератора регулируется отдельно с точностью в 1/10 ступени диафрагмы, что в сочетании с точечным замером экспозиции в плоскости фотоматериала, обеспечивает отсутствие "прожогов" в светах и наличие деталей в тенях, при вилке контраста максимум в четыре значения диафрагмы.

  3. Фотограф теперь может выбрать любую скорость импульса в диапазоне от I/ 125 до 1/6000 сек. при неизменной цветовой температуре в 5500 К. Известно, что смазанные изображения имеют место не только при съемке в условиях дневного света, но и, особенно, при работе с импульсными приборами: лопасти вентилятора или ноги моделей на светлом фоне кажутся иногда более тонкими. Пузырьки шампанского могут исчезнуть совсем. Так, лондонский фотограф Tim Flash, снимая в своей студии Hyacinth Ma- caw - длиннохвостого попугая из Бразилии, использует прием "медленной вспышки" в 1/125 сек. направленной на фон, против "быстрой вспышки" в 1/2000 сек. - на попугая. "Импульс в 1/6000 сек. превратил бы живого попугая в чучело, лишив изображение птицы этого чудесного эха движения", - говорит Flach. Съемка в студии львов, грифов и питонов с их молниеносной реакцией требует совершенной техники.

  4. При цифровой съемке с задниками DCB 2 LV или Power Phase (для неподвижных объектов) и камерой SINAR DCS 465 с задником Color Crisp Carnival 2000 (для подвижных объектов) генератор Графит с его тремя световыми головками, будучи подвешенным под потолком студии, управляется фотографом через встроенный интерфейс с помощью компьютера PC или Maintosh.

  5. И, в заключение, генератор Графит отличается следующими нововведениями:
    • текст меню на европейских языках;
    • память не разрушается при отключении питания;
    • подсвеченный ЖК- дисплей;
    • максимальная мощность моделирующей лампы, при малой мощности импульса, дает яркое изображение на матовом стекле;
    • настоящий эффект стробоскопа;
    • цепь внутреннего разряда;
    • задержка импульса.

    Кажется, что это бездонный ларец мага-волшебника.
Все осветительное оборудование принято разделять на источники света или световые головки и на светоформирующие принадлежности.

В свою очередь все источники света и все светоформирующие принадлежности могут быть разделены на четыре группы:

  1. Открытые рефлекторы. Все эти рефлекторы дают почти одинаковый жесткий свет, различны, в основном, лишь углы света. Блики очень малы и "выжжены" (без текстуры), а тени очень четко очерчены (за исключением рефлектора мягкого света P-Soft. Как правило, световой эффект может быть серьезно модифицирован при помощи сотовых насадок.

    Эти же рефлекторы формируют ровный диффузный свет с помощью диффузных фильтров или акриловых панелей.

  2. Спот-приборы. Здесь свет собирается в пучок и затем проецируется через систему линз. Рефлектор Satellite относится к этой же группе приборов. Тени отлично очерчены и остры как игла (прибор Pulso Spot 4). Тип блика зависит в основном от диаметра выходной линзы. Обычно блики малы и "выжжены". При выборе Spot-проекторов решающим критерием является качество проекции и резкость края изображения.

    Система Fibrolaite создана для решения трудных задач в рекламной фотографии. При мощности лампы в 3200 джоулей и установленной диафрагме f:90 с расстояния в 10 см прибор дает в 2-3 раза больше света, чем любая световолоконная система.

  3. Световые ванны. Все они рассеивают свет. Их размеры варьируются от 30х40 см до модулей в 2,5х9,95 м. Но отличаются они не только размерами. Их заполняющие характеристики очень важны при формировании бликов на блестящих поверхностях (хромированный чайник, нож), а также передаче текстур поверхности.

    Малые световые ванны. Их преимущества перед большими ваннами -повышенный контраст, большая цветовая насыщенность и большие возможности контроля световых эффектов. Но иногда они не могут обеспечить отражение искривленной поверхности в целом. Малые световые ванны идеальны по возможности установки их рядом с объектом съемки.

    Большие световые ванны. При съемке больших отражающих поверхности на них отчетливо наблюдаются либо равномерность света, либо присутствие яркого центра. Тени очень мягки и иногда еле видимы. С продолговатыми по форме ваннами тень почти невидима по длине, но очень отчетлива в поперечном направлении. При некоторых условиях, детали отдельных поверхностей со слабо выраженной текстурой становятся невидимыми.

    Конструктивно световые ванны выпускаются либо складными, выполненными из ткани, либо коробчатыми - из пластика или алюминия. На сегодня это самый популярный тип светового оборудования. Так, подвешенная с мотором к потолку, либо на спецштативе световая ванна Cumulite 2 размером 1,2х2м с 2-3 лампами мощностью 3200 -6400 джоулей, используется исключительно в студии, в качестве основного (рисующего) света в рекламе, моде, натюрморте и, как правило, висит над центром рабочего места фотографа. Приборы Hazylite, с их бриллиантовой передачей деталей, и Megaflex (1х1 м, 1,2х2м и 1,2х3 м) используются в основном для натюрморта и рекламных работ.

    Модульная система ванн Megalite обеспечивает чистоту и непрерывность блика по всей длине объекта съемки, будь то легковая автомашина или тягач с контейнером. Система управляется фотографом от камеры с помощью пульта инфракрасного излучения Servor 3/Servor е , приводящего в движение подвесные тяговые устройства.

  4. К специальным приборам относится световая кисть Light Brush и свет HMI. W.R.Houssel, директор отдела творческой фотографии компании "Campbell Soup" USA: " "Light Brush" или световая кисть - техника не новая, ей за 50 лет. С её помощью Вы можете высветить маленькие участки вашего натюрморта с яствами, придать захватывающий эффект этому "бренному продукту" - еде".

    Световая кисть BRON по сути "постоянный" стробоскоп 5500 К в виде пистолета с корректирующим фильтрами, без лишних световолоконных кабелей, с масками, диффузором, объективом, насадкой Френеля и питанием от сети 100/ 220 В, вес 0,5 кг, размеры 176 х 150х50 мм.

    HMI - это металлогалогенная лампа солнечного света с постоянной цветовой температурой 5500 К на всех уровнях мощности. Свет стабилен, без мерцания. Области применения -подсветка интерьеров днем, цифровая фотография, реклама.

    В заключение, следует отметить два измерительных прибора: универсальный экспонометр FCM 2 и колориметр-хроноскоп FCC.

    FCM 2 - универсальный экспонометр для замера экспозиции постоянного и импульсного света, падающего на объект и отраженного от объекта. Последний замер производится в плоскости фотоматериала камеры форматом 4х5" и выше с помощью бустера (усилителя). Он оборудован инфракрасным передатчиком старта импульса (не нужен синхрокабель) и системой контроля мощности генераторов Графит, Пульсо и т.д. Инфракрасный приемник этих сигналов может быть установлен на любой прибор импульсного света для работы без синхрокабеля с любым количеством ламп.

    FCC (Flash Color Chronoscope) -прибор для измерения цветовой температуры постоянного и импульсного света, а также для измерения длительности импульса и интенсивности постоянного света в Lux. Осуществляет контроль цветовой температуры генераторов Графит и Пульсо с помощью встроенного инфракрасного передатчика.

Борис Логинов,
Фотограф-консультант
SINAR AG, BRON ELEKTRONIKAG,
FOBA AG, г. Москва