написать письмо карта сайта
Sinar
Broncolor
Foba
Sinar
Sinar / Обучение
 
 О компании
 Традиционные камеры
 Цифровые технологии
 Каталог
 Аксессуары
 Обучение
 Контакты
 
Обмен ссылками
Контроль распределения резкости
Назад Оглавление Вперед
Второе правило геометрии изображения
Пересекающиеся плоскости (Правило Шаймпфлуга)
Практическое применение
Методика операций
Творческий контроль изображения с помощью движений фотокамеры
Замечание
Упрощение операций

Параллельные смещения являются лишь частью возможного диапазона движений фотокамеры Синар. Рассмотрим следующую возможность - контроль распределения резкости. Здесь вступает в силу второе правило геометрии изображения:

Второе правило геометрии изображения
Контроль резкости изображения зависит от взаимного расположения трех плоскостей: плоскости объекта G, плоскости изображения В и плоскости объективной стенки О (рис. 187-189).

Рис. 187  увеличить   Все три плоскости параллельны, резкость по всему полю изображения одинакова

Все три плоскости параллельны, резкость по всему полю изображения одинакова


Рис. 188  увеличить   Контроль распределения резкости путем наклона задней стенки изменяет перспектив

Контроль распределения резкости путем наклона задней стенки изменяет перспективу


Рис. 189  увеличить   Контроль распределения резкости путем наклона передней (объективной) стенки не изменяет перспективу

Контроль распределения резкости путем наклона передней (объективной) стенки не изменяет перспективу

Пересекающиеся плоскости (Правило Шаймпфлуга)
Эта взаимосвязь станет ясной из нижеследующего объяснения. До тех пор пока все три плана параллельны друг другу, резкость всего поля изображения равномерна. Но как только Вы наклоните одну из трех плоскостей по отношению к остальным, то равномерность распределения резкости достигается лишь в том случае, если продолжения всех трех плоскостей пересекутся в пространстве по одной общей линии. Это правило пересекающихся планов (известное, как правило Шаймпфлуга) имеет важное практическое применение.

Практическое применение
При размещении объекта съемки в наклонной плоскости, поворот или наклон передней (объективной) стенки или задней стенки может обеспечить равномерное распределение резкости по всему полю изображения. Эти две операции приводят к совершенно различным результатам в зависимости от того, какую стенку фотокамеры Вы поворачиваете или наклоняете (рис. 190-191).

Рис. 190  увеличить   Вид стены с акцентом в передаче фактуры камня на первом плане

Рис. 191  увеличить   Вид стены с акцентом в передаче фактуры камня на первом плане

Целью в первом случае (рис. 190), вероятно по заказу архитектора, является получение снимка общего вида стены с акцентом в передаче фактуры камня на первом плане. Для выполнении этого требования установите фотокамеру под углом к стене и поверните заднюю стенку (плоскость изображения) для обеспечения равномерного распределения резкости. Эта операция в то же время приведет к искажению перспективы (первое правило геометрии изображения), что и требуется в этом случае. Другими словами, доминирующий первый план в сравнении с задним планом резко подчеркивает сходящиеся линии. Во втором случае (рис. 191) - это общий вид той же самой стены, но при этом фотокамера была установлена под прямым углом к стене, после чего объективная стенка была повернута только лишь с целью контроля резкости, так как при повороте этой стенки не происходит искажения перспективы (второе правило геометрии изображения).

Методика операций
В подобных ситуациях фотографы работают по принципу "ошибка-поправка" - регулируя фотокамеру почти наугад, "на глазок", полагаясь на свою удачу в деле достижения правильного результата. Представляется более разумным использование строго определенной системы операций, основанной на двух правилах геометрии изображения. Следуя первому правилу, установите плоскости В и G под определенным углом друг к другу для требуемой передачи перспективы. Следуя второму правилу в целях контроля распределения резкости, проверьте параллельны ли плоскости В, О и G друг другу или же имеет место пересечения их (правило Шаймпфлуга). Доведите до автоматизма выполнение указанных операций - это ключ к успеху, к более полному использованию возможностей фотокамеры, к резкому сокращению потерь времени при работе с ней.

Творческий контроль изображения с помощью движений фотокамеры
Движения фотокамеры позволяют не только корректировать пропорции изображения или его резкость - это лишь первые шаги в творческой работе с фотокамерой. На основе тех же правил Вы можете подчеркивать либо ослаблять перспективные эффекты - от резко сходящихся до строго параллельных линий. Вы можете обеспечить необычайную глубину резко изображаемого пространства и в то же время свести ее к минимуму, осознанно меняя положение плоскости наилучшей наводки. Изменение относительного расположения трех планов под углом зрения объектива позволит Вам добиться неограниченного разнообразия в передаче объекта. Фотография (рис. 192) демонстрирует резкое изображение напильника по всей его длине с одновременно подчеркнутой перспективой.

Рис. 192  увеличить   Изображение напильника по всей его длине с одновременно подчеркнутой перспективой

Осмысленный котроль распределения резкости и передачи перспективы во многих случаях может усилить впечатление от снимка.

Замечание
В любом случае после поворота или наклона объективной стенки необходимо добавочное форсирование.

Рис. 193  увеличить   Объективы скорректированы для создания изображения на плоской поверхности

Это вызвано тем, что объективы скорректированы для создания изображения на плоской поверхности и, как показывает рис. 193, лучи света Х' идущие к краям изображения, всегда длиннее, нежели центральный луч X. Как только луч X' сместится к центру - изображение становится нерезким. Именно этим обстоятельством объясняется трудность обеспечения резкости по всему полю изображения при наклонах объективной стенки. Именно поэтому точное определение углов наклона облегчается с помощью фокусирования по двум точкам. Завершающее фокусирование в этом случае не приводит к потере резкости по всему полю изображения.

Упрощение операций
Конструктивные особенности фотокамер Синар-П, -Ц и -Ф, упрощающие работу были рассмотрены ранее, в одноименной главе.
Наиболее совершенная фотокамера Синар-П обладает следующими преимуществами:
  • Фокусирование по двум точкам, полностью устраняющее безсистемный подход;
  • запатентованные ассиметричные оси наклона и поворота, лежащие в плоскости изображения и обеспечивающие точность и быстроту фокусирования, благодаря большой величине регулировочной базы;
  • точные микрометренные регуляторы, обеспечивающие выполнение всех операций одной рукой. Любое смещение, поворот и т.д. не нуждаются в предварительном открывании либо закрывании замков - все регуляторы самостопорящиеся. При наклоне происходит одновременное фокусирование по второй точке изображения. Величины наклонов в градусах нанесены на большие удобочитаемые шкалы;
  • полное отсутствие уводов фотокамеры при ее наклоне;
  • универсальная шкала глубины резко изображаемого пространства для всех форматов.
Фотокамера Синар-Ф обладает следующими преимуществами:
  • Фокусирование по двум точкам, полностью устраняющее безсистемный подход;
  • большая величичина регулировочной базы для быстрого и точного фокусирования;
  • индикатор угла наклона;
  • полное отсутствие уводов фотокамеры при ее наклоне;
  • универсальная шкала глубины резко изображаемого пространства.
С целью возможно более полного использования всех перечисленных преимуществ необходимо неукоснительно следовать инструкции по обращению с фотокамерой. Ниже приводится разбор наиболее важных дополнительных особенностей.
Назад Наверх Вперед
Дизайн-студия Amadey-Art